Амиржан Косанов: Оппозиция была и до нас. Она будет и после нас.

Сейчас многие наблюдатели подвели итоги года. Почему, на Ваш взгляд, не отметили в качестве события 2013 года курултай национал-демократов, хоть и проведенный не на лучшем уровне?
Остаюсь при своем мнении, которое озвучил до этого собрания (курултая): не надо было торопиться и столь спешно проводить сей форум, надо было максимально расширить число участников, тем более, что такая возможность была (она есть и сегодня). Любое собрание типа курултая должно быть априори мероприятием объединяющим. К сожалению, это собрание не стало консолидирующим. И это его главный недостаток.
С учетом резкой критики со стороны СМИ, какое будущее Вы видите у национал-патриотов?
Я не вижу однозначной критики со стороны СМИ тех, кого Вы называете «национал-патриотами». Да, есть те, кому не нравятся некоторые идеи и персоны в этом сегменте казахстанского общества. Но, скажу откровенно, идея национального возрождения казахов на своей исторической родине никем не может быть подвергнута сомнению! Я рад, что в нашей стране все больше неказахов понимающих эту проблему казахов! Конечно, не нужно бросаться в крайности, есть общее понимание в обществе, некий общественный консенсус. По этому вектору и надо двигаться.
Почему оппозиция не пытается попасть через выборы в маслихаты, ведь, как отмечают наблюдатели, там все прозрачно проходит + маслихаты имеют отныне достаточно серьезные полномочия?
У нас нет честных выборов, в том числе и в местные маслихаты. Там тоже все решается не в результате открытых и конкурентных выборов, а в Акорде и кабинете местного акима. Но это вовсе не значит, что оппозиция на местах не должна участвовать в этих выборах: оппоненты власти должны принимать участие в любых электоральных кампаниях. Это - хорошая школа для любого политика, это – практическая обкатка новых идей и программ, это - формирование команды единомышленников. Главное, это – хождение в народ!
Какую роль по-Вашему будет играть недавно сформированная, и пока малоизвестная партия "Бирлик"? Что Вы от нее ожидаете?
К этой партии (впрочем, как и ко всем другим квазидемократическим партиям) я отношусь как к проектам власти, призванным создать некий демократический фон для главной партии «Нур отан». Ожидаю, что она вместе с другими будет играть отведенную ей роль и не более того.
Но в обозначенной Вами теме кроется еще одна опасность для развития нормального, цивилизованного, реально многопартийного поля страны. У нас каждая группа влияния (клан), помимо «заводов, фабрик» и... банков, хотела бы иметь всю соответствующую общественно-политическую инфраструктуру на период наступления постназарбаевского периода: это собственные политические партии, общественные организации, СМИ, возможно даже, собственные публичные и раскрученные персоны. Ведь завтра в борьбе за высшую власть эти институты могут им ой как понадобиться для легитимизации своих властных претензий! Мне кажется, что создание этой партии как раз и ложится в эту логику...
Известно, что Вы были сторонником г-на Кажегельдина. Стоит ли ожидать его возвращения в период транзита власти в Казахстан?
Я был соратником Акежана Кажегельдина в Правительстве реформ (1994-1997 годы), в оппозиции (партия РНПК и Форум демсил, 1998-2003 годы). До сих пор у меня дружеские отношения с ним, мы общаемся, советуемся по разным вопросам. Все понимают, что вопрос его возвращения в страну в руках одного человека – президента Назарбаева. Мне кажется, что разрастающаяся межклановая борьба в верхних эшелонах власти актуализирует тему возвращения экс-премьера в страну. Но немало людей и во власти, в оппозиции, которые не хотели бы иметь такого влиятельного и популярного в народе конкурента, как Кажегельдин. Не исключаю, что некоторые из них как раз и ходят к президенту и лоббируют тему недопустимости возвращения экс-премьера в страну...
Кстати, как Вы оцениваете идею создания г-ном Алиевым "Правительства свободного Казахстана"? Разделяете ли Вы с ним эту идею?
Конечно, каждый, в том числе и бывший зять президента и бывший первый зампредседателя КНБ, имеет право критиковать власть и проявлять собственные инициативы: монополии на демократию и оппозиционность нет. Но, думаю, что для того чтобы выступать с такого рода идеями, предусматривающие объединение разных сил и персон, господин Алиев должен ответить на все неприятные для него вопросы относительно его действий во власти: начиная от обвинений в убийствах и заканчивая прозвучавшими в СМИ фактами мелких и подлых провокаций против тогдашней оппозиции. Без ответа на эти вопросы сложно говорить о каком-то разделении идей и инициатив...
Сожалеете ли Вы об уходе из политики Булата Абилова?
Это было его личное решение, и я не хотел бы его комментировать. Конечно, он внес свой достойный вклад в дело развития оппозиции. И было бы хорошо, чтобы в оппозиции нас было больше. Но я всегда выступал против абсолютизации любой персоны, будь во власти, будь в оппозиции. В разное время люди приходили в оппозицию и по разным причинам уходили из него...
Присоединитесь ли Вы к курултаю "За будущее Казахстана", который, как планируется, пройдет в феврале этого года при содействии Жармахана Туякбая?
Любой курултай призван объединить те или иные силы. Но как может ратовать за объединение человек, который своими руками похоронил с таким трудом созданную единую партию ОСДП «Азат», волюнтаристическим способом лишив половину этой партии права выбора? Судя по действиям и слова верхушки нынешней ОСДП, она призвана властью играть на оппозиционном поле, полностью игнорируя мнение большей части оппозиции. Я не могу поддерживать этих людей, которые из-за своих непомерных амбиций предали дело единства оппозиции, ради которого люди отдавали жизни и сидели в тюрьмах.
Как Вы думаете, почему именно сейчас актуализировалась тема транзита власти в Казахстане?
В физике есть такое понятие, как усталость металла. Есть такая же усталость в обществе и от 22 летней несменяемости власти. И дело не только в личности действующего президента, который уже столько лет на своей должности и которому уже за 70. Он создал такую систему, которая после его возможного ухода целиком будет зависеть от «второго Назарбаева». Поэтому эти разговоры столь актуальны в народе.
Сейчас во власти очень много молодых и амбициозных людей. Несмотря на их каждодневные мантры о верности Елбасы, каждый из них знает, что он должен выживать на этом поле и после него. Не исключаю, что не только оппозиция, но и эти самые люди, облаченные властью, периодически торпедируют тему необходимости транзита власти...
Надо отметить, что несменяемость существует и на других уровнях власти: от Ак Орды до акимов. Везде одни и те же лица, которые годами сидят в высоких кабинетах, не отвечая за проделанную работу. Чтобы продлить свое пребывание на своих креслах они занимаются самым настоящим очковтирательством, начиная с... очков президента. А положение дел в стране ухудшается, экономика все еще сидит на нефтяной игле и любое колебание цен на мировых рынках может привести к непредсказуемым социальным и политическим последствиям.
И напоследок, какие прогнозы можете сделать касательно оппозиции?
Оппозиция была и до нас. Она будет и после нас.
В нашем случае речь нужно вести о качестве и содержательности оппозиции на нынешнем непростом для нее этапе. Хорошо, что некоторые персоны «проявили» себя, люди теперь не будут обманываться на их счет. Хорошо, что появляются новые идеи, значительно расширяющие оппозиционную повестку дня и соответствующее поле. Я, как и многие мои коллеги, всегда ратовал за организационное объединение всех оппозиционных сил. К сожалению, я оказался чересчур оптимистичным в наших планах. Ныне я более реалистично оцениваю объединительный потенциал демократических сил. И думаю, что многообразие оппозиции – это благо: находясь в оппозиции режиму, мы такие разные. И это хорошо!
Главное, чтобы во время двух важнейших политических кампаний – президентских и парламентских выборов – мы были в состоянии объединить имеющиеся в оппозиции силы и ресурсы. Над этим лично я буду продолжать работать.
Записал Халил МУКАНОВ
Комментарии
Добавить комментарии